Бонтан


Бонтан
, Пьер (Bontemps, Pierre) 1505/1510, Париж — 1568/1570, (?). Французский скульптор эпохи Возрождения. Основной школой для Бонтана была практическая работа в замке Фонтенбло под руководством известных мастеров, в частности, итальянского художника Франческо Приматиччо, приглашенного во Францию в 1532. Первоначально Бонтан трудился над скульптурным декором (в технике стукко — искусственный мрамор) покоев королевы — его имя впервые встречается в королевских счетах в 1536. Заботясь об украшении своих дворцов и замков в современном духе, французские короли начинают собирать произведения прославленных итальянских живописцев и ваятелей, а также античных мастеров. Иногда это были подлинники, но порой довольствовались слепками, хорошими мраморными копиями или бронзовыми отливами. Местные скульпторы часто восполняли недостающие фрагменты памятников древности. Так, известно, что в 1540—1550-е Бонтан делал повторение знаменитого Лаокоона в бронзе, принимал участие в отливке в бронзе Аполлона Бельведерского. Много времени отнимала разборка и классификация антиков, привозимых из Рима. Для молодого художника это была прекрасная школа мастерства. Но главное произведение Бонтана — величественное надгробие короля Франциска I и королевы Клод (1548—1558, Париж, церковь аббатства Сен-Дени), к работе над которым его привлек талантливый архитектор Филибер Делорм — автор проекта. Надгробие уподоблено античной триумфальной арке; антамблемент поддерживают стройные ионические колонны. Гробницу венчают фигуры коленопреклоненных короля Франциска I, королевы Клод и их детей. В отяжелевшей фигуре короля, обрюзгшем лице с мешками под глазами, крупным породистым носом передано явное портретное сходство. Видно, что скульптор не раз имел возможность наблюдать за Франциском I при его жизни. Облик рано умершей королевы Клод более идеализирован. От ее кроткого лица с высоким чистым лбом веет покоем и тишиной — художник воплощает в образе королевы этический идеал. Под сводами арки на мраморных саркофагах покоятся тела усопших короля и королевы, тронутые рукой смерти. Цоколь гробницы украшен сценами походов и победоносных сражений Франциска. Эти композиции исполнены жизни, движения и трактованы подчас в жанровом плане. Такова сцена с веселыми пышногрудыми маркитантками, сопровождающими войско. В отличие от Жана Гужона, Жермена Пилона, тяготеющих к идеально прекрасным образам, Бонтан — более земной, в его произведениях перед нами предстает Франция XVI в., увиденная глазами современника, не стремящегося к идеализации. Его герои — физически сильные, крепкие люди, с коренастыми, плотными фигурами, уравновешенные и надежные. Необычна композиция надгробного памятника капитану королевской стражи де Меньи (1557, Париж, Лувр), который представлен как бы на ночном дежурстве, сидящим у дверей опочивальни короля. Капитан и после смерти продолжает нести свою службу. Образ де Меньи человечен и исполнен мужества и благородства. Величавый покой исходит от надгробной фигуры адмирала Шабо (1550-е, Париж, Лувр). Облик друга юности и сподвижника Франциска I поражает силой и цельностью характера. Бонтан мыслит крупными скульптурными массами и формами. Тема вечного покоя выражена самой пластикой, монолитностью объемов, торжественной замедленностью ритмов: она в спокойствии и естественности позы, в "притихших" складках одеяния. Надгробие выдержано в умеренном темпе, своеобразном пластическом "адажио", воплощающем благородное достоинство человека перед лицом неизбежности. В 1556 Бонтан выполнил в дереве статую Франциска I для Большого зала в Фонтебло, мраморный барельеф Четыре времени года для украшения камина в покоях короля. В 1550—1556 делает урну для сердца Франциска I (Париж, церковь аббатства Сен-Дени); в 1561 скульптор был привлечен городскими властями к работе над украшением Парижа по случаю торжественного въезда в столицу нового короля Карла IX. Гонения на протестантов вынуждают Бонтана покинуть Париж, в 1566 он поселяется в Верней-сюр-Уаз. После этой даты его следы теряются, полагают, что скульптор умер ок. 1570.
Лит.: Петрусевич Н. Искусство Франции XV—XVI веков. М., 1973; Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994; Dictionnaire des sculpteurs par S. Lami. Paris, 1898; Ceysson B., Brese-Bautier G. Sculpture. The great tradition of sculpture from the fifteenth to the eighteenth century. N. Y.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Бонтан" в других словарях:

  • Бонтан (Bontemps), Арна — (13.Х.1902, Александрия, Луизиана 4.VII.1973, Чикаго, Иллинойс)  поэт, прозаик, критик, автор книг для юношества. Родился в мелкобуржуазной негритянской семье. Окончил университет в Чикаго. Изучал медицину, но в 1924 г. обосновался в Гарлеме и… …   Писатели США. Краткие творческие биографии

  • Бонтан, Петр Францов. — генер. майор (1837 г.). {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Рожер Бонтан — (Roger de Collerye, по прозванию Roger Bontemps) французский поэт XVI в. (умер после 1536 г.). Писал стихотворения в духе Виллона, изданные в Collection Janet (1855), с предисловием д Эрико. Ср. Lebeuf, Réveil de R. Bontemps (1843) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Коллери, Роже де — Роже де Коллери Roger de Collerye Дата рождения: 1468 год(1468) Место рождения: Париж …   Википедия

  • История Кирибати — Содержание 1 Доколониальная эпоха 1.1 Заселение островов Кирибати 2 …   Википедия

  • Константин Павлович — — великий князь, цесаревич, род. 27 апреля 1779 г., в Царском Селе, ум. в Витебске в 7¼ час. вечера 15 июня 1831 г.; погребен 17 августа того же года в Петропавловском соборе в Петербурге. Второй сын императора Павла Петровича и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Портрет — (франц. portrait, от устаревшего portraire изображать)         изображение или описание (например, в литературе) какого либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П.… …   Большая советская энциклопедия

  • Стеклянное производство* — Заводское производство стекла в России начинается при царе Михаиле Феодоровиче (1635). Стеклоделие, упавшее было на первых порах по возникновении, начинает снова развиваться заботами Петра Великого в начале XVIII стол. С этого времени… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Французское искусство* — I. Архитектура. Самые древние художественные памятники Франции относятся к галльско римскому периоду. От этого времени дошло до нас в ней несколько остатков религиозных сооружений, из которых лучше всего сохранился коринфского стиля храм в Ниме,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Стеклянное производство — Заводское производство стекла в России начинается при царе Михаиле Феодоровиче (1635). Стеклоделие, упавшее было на первых порах по возникновении, начинает снова развиваться заботами Петра Великого в начале XVIII стол. С этого времени… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Попо и Фифина., Бонтан А., Хьюз Л.. Маленькая повесть о жизни двух ребят - брата и сестры - из бедной рыбацкой семьи, живущей на острове Гаити. Выразительные ч/б иллюстрации… Подробнее  Купить за 123 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.